библиотека додзе

6 основополагающих принципов Дайто-рю Айкидзюдзюцу

Экзаменационный вопрос для подготовки к аттестациям.
кондо кацуюки масаюки, кондо сенсей, дайто-рю, айкидзюцу, фдр
6 важнейших принципов в боевых искусствах

Мой Учитель, Кацуюки Кондо, сформулировал 6 важнейших принципов обучения, соблюдая которые можно с уверенностью говорить, что вы занимайтесь настоящим традиционным Будо.
В статье речь идёт о Дайто-рю, но эти принципы также весьма актуальны для любой другой школы боевых искусств.

Дайто-рю базируется на шести основных элементах. Каждый из этих элементов чрезвычайно глубок и сложен для понимания. Для освоения этих шести элементов требуется очень много времени и усилий. Способность правильно и эффективно выполнять техники Дайто-рю будет развиваться только благодаря постоянным и напряженным тренировкам, позволяющим всегда учитывать все базовые принципы.

РЭЙ
Официальные правила личного поведения

Термин «Рэй» может быть переведен по-разному, например, он может означать «этикет», «манеры», «вежливость», «приличия», «уважение» или «уместность». Тем не менее, под общепринятым значением можно понимать «правила формального личного поведения». Исторически в Японии такие правила служили средством деэскалации социальных и межличностных напряженностей и предотвращению раздоров между людьми. Дайто-рю сохраняет исторические формы правильного личного поведения не потому, что они имеют какое-то особое отношение к выполнению техник как таковых, а потому, что они содержат и продолжают духовное мышление традиционного воина, которое неразрывно связано с боевым искусством и в наши дни.

МЭЦУКЭ
Сила взгляда

Мэцукэ является способом правильного взгляда. По сути, в Дайто-рю есть два вида Мэцукэ: один называется Мокусин (букв. «Глаз ума»), другой - Ганрики (букв. «Сила взора»). Мокусин активирует «внутренний» взор, окружая и обволакивая противника. Ганрики, с другой стороны, - это пронзающий взгляд, который видит намерения противника и может использоваться для доминирования и контроля над врагом. В некоторых случаях достаточного одного лишь взгляда для того, чтобы бой не состоялся или чтобы противник проиграл психологически ещё до начала физического столкновения.

МААЙ
Дистанция

Маай означает физическую дистанцию между вещами. Маай часто является наиболее важным фактором в определении исхода поединка. Например, иногда воин думает, что он выбрал верную дистанцию, а на самом деле она оказалась выгодной для его противника. Дайто-рю, в первую очередь, - это форма невооруженного боя, сосредоточеная на тщательном изучении близких дистанций, характерных для техник ударов и бросков, хотя в некоторых ситуациях в игру вступают и другие маай.

КОКЮ
Дыхание

Кокю олицетворяет собой правильные методы дыхания. Мы генерируем физическую силу и движение эффективнее при выдохе или, в некоторых случаях, на задержке дыхания. Оба этих способа являются состояниями «ян». И напротив, для вдоха характерно достаточно уязвимое состояние «инь». Таким образом, техники обычно выполняются во время выдоха, часто «на одном дыхании». Также считается идеальным атаковать противника в тот момент, когда он выдохнул и только начал снова вдыхать. Необходимо уметь пользоваться силой собственного дыхания и слабыми моментами в дыхании противника.

КУДЗУСИ
Выведение из равновесия

С древних времен боевая стратегия предлагала атаковать там, где противник был неустойчив. Это было основной аксиомой японской боевой теории. В названии Дайто-рю Айкидзюдзюцу мы видим, что термин «Айки» был помещен перед словом «Дзюдзюцу», и не было бы преувеличением сказать, что Айки относится главным образом (хотя и не исключительно) к принципу Кудзуси, или выведению противника из равновесия. Действительно, многие устные передачи и внутренние учения Дайто-рю относятся к различным тонким аспектам Кудзуси.

ДЗАНСИН
Непрерывная осознанность

Символы для Дзансин имеют общие значения «оставаться» (дзан-) и «разум» (-син). Этот важнейший для Будо и Будзюцу термин обычно относят к психическому состоянию, в котором вы продолжаете концентрировать свое внимание на оппоненте и окружающей среде. У меня [Сэнсэя Кондо], однако, есть другое толкование, которое заключается в том, что иероглифы Дзансин могут также относиться к фразе «Кокоро во нокосадзу» (букв. «Не оставляйте ничего позади»). Это означает, что вы отдаете себя настолько полно тому, что делаете в данный момент, что не остаётся и не сдерживается ничего. Когда вы практикуете Дайто-рю, это означает, что вы должны отдавать всего себя процессу, исполняя каждую технику с максимальной самоотдачей.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ
Есть ещё ряд принципов о которых говорит Кондо Сэнсэй в дополнение к этим основным шести. Три наиболее часто встречающиеся из них описаны ниже.

АТЭМИ
Удары по болевым точкам

«Атэ-» на японском значит «удар», «-ми» - «тело». Формально атэми - это вообще любой удар по телу противника, но в Дайто-рю редко наносят удары наобум. В основном, все ударные воздействия производятся по болевым точкам, лимфатическим узлам, артериям и нервным пучкам. Очень часто удары используются, чтобы вывести человека из равновесия для последующего броска или болевого приёма, но существуют множество технических действий, где удар является самоцелью.

КИАЙ
Излияние внутренней энергии

Большинство непосвященных ошибочно принимают «Киай» за громкий крик, призванный напугать противника, или же даже провести впечатление на публику. На самом деле, Киай представляет собой процесс излияния внутренней энергии при максимальном усилии, который иногда сопровождается специфическим «криком». «Киай» - это мощнейшее «излияние наружу», призванное разрушить цель, в то время как «Айки» - это преимущественно мягкое, но непреодолимое «поглощение».

АСАГАО

Асагао или «утренняя заря» - это разновидность вьюнка, цветки которого раскрываются на восходе солнца. В Дайто-рю Асагао является одним из кудэнов (или секретов) и воплощается в особой форме кисти, при которой ладонь и все пять пальцев становятся похожими на раскрывающийся бутон асагао-но-хана. Считается, что этот способ формирования кистей рук аккумулирует внутреннюю энергию и делает выполняемую технику более мощной.

Made on
Tilda